sandreyo (sandreyo) wrote,
sandreyo
sandreyo

Малоизвестный "авиагород" Омск: Туполев Ту-107



Решил начать серию постов об истории омской авиации.
Постараюсь выбирать малоизвестные про наш "авиагород" факты.
В первой части думаю удивлю многих.
Я и сам не знал про этот факт до недавнего времени.

Если не всем, то многим известно что у нас в городе на заводе №166
Более известным и Омске и в России как ПО Полёт, производились самолёты Ту-104.
С 1956 по 1960 года было выпущено 69 самолётов.
Модификаций у 104 было множество.
Это и обычные Ту-104 и транспортно-санитарные. Самолёты переделаные для тренировок штурманов ВВС.
Были так же шесть самолётов модификации Ту-104CSA построенные специально для Чешких авиалиний.

Но сегодняшний рассказ о самолёте Ту-107.


Самолет Ту-107 с двигателями РД-ЗМ построили в 1957 г. на Омском авиазаводе No. 166 и, облетав, но не проведя заводских испытаний, через два года передали в ГК НИИ ВВС. Экипаж машины состоял из двух пилотов, штурмана, радиста, воздушного стрелка и бортрадиста, размещенных в одной герметичной кабине. Ведущими на этапе государственных испытаний были инженер К.М.Кабанов, летчик К.Д.Таюрский (второй пилот А.С.Борзов) и штурман М.К.Котлюба.


Согласно заданию самолет, получивший впоследствии обозначение Ту-107, должен был перевозить воинские грузы массой 10 000 кг (максимальная нагрузка 15 000 кг). В их число входили посадочный десант до 100 солдат, или 69 носилочных раненых, или до 70 парашютистов в полной экипировке. Кроме перевозки людей, заданием определили возможность транспортировки пушек БС-3, гаубиц Д-1, Д-44, самоходных орудий СД-44 и СД-57, 122-мм гаубиц, артиллерийских тягачей АТ-Л5А, бронетранспортеров БТР-40 и БТР-152, автомобилей ГАЗ-бЗ и ГАЗ-69. По предварительным оценкам, самолетный парк, состоявший из 150 Ту-107 и 50 Ту-104, способен был обеспечить быструю оперативную переброску войск и грузов со следующей производительностью пехотной дивизии - за два рейса на расстояние 1500 - 1600 км за 9 ч, а при условии заправки самолетов топливом на промежуточных аэродромах - на 3000 - 3200 км за 18 -20 ч.

В отличие от пассажирского самолета Ту-104, грузовой отсек сделали негерметичным, но обогревавшимся теплым воздухом, отбираемым от компрессоров двигателей. Кабину экипажа отделили от него герметичной перегородкой, наподобие той, что стояла на Ту 104 ранних выпусков. В грузовом отсеке установили лебедки ГЛ-1500 и предусмотрели транспортер П-109Т, допускавший размещение и крепление до 9000 кг грузов в стандартных таре и упаковках. Для десантирования смонтировали оптический прицел ОПБ-1Р и визир АИП-32.



Государственные испытания Ту-107 начались осенью 1958 г. и растянулись на полтора года. Причин дня этого было не мало, в том числе и четырехмесячный перерыв, связанный с заменой правого двигателя на РД-ЗМ с режимом чрезвычайной тяги.

Для оценки десантного оборудования самолета выполнили 176 прыжков десантников с парашютами ПД-47 и Д-1-8 и 23 сброса манекенов (через передний люк с парашютами МПЛК-49). При этом выяснилось, что скорость десантирования (более 350 км/ч по прибору) для рядовых парашютистов-десантников строевых частей, имевших малое количество прыжков, велика. Приборная скорость десантирования не должна была превышать 300 км/ч.



При покидании Ту-107 парашютисты попадали в струи двигателей, которые швыряли их немилосердно. Но программа все-таки завершилась успешно с 13-ю мировыми рекордами. Среди них: групповой прыжок девяти спортсменов с немедленным открытием парашюта и с максимальной задержкой, все это - днем и ночью, а также для мужчин и для женщин. Были и одиночные прыжки. Случились, разумеется, и инциденты.

При затяжном прыжке днем 21 сентября Ольга Комисарова не смогла удержаться от того, чтобы увидеть землю из стратосферы, и падала лицом вниз. Расплата последовала тотчас: шея и часть лица замерзли (на высоте прыжка было -64╟С). С такой высоты падают задом вперед и поворачиваются в нормальное положение только на высоте около 3000 м. Но зато были 13500 м свободного падения. Ни одному парашютисту до сих пор не удавалось такого! Мировой рекорд!

Вывод государственной комиссии был суров: "Самолет Ту-107 по своим летно-техническим данным не может быть использован для скоростных перевозок воинских грузов" (вместо него можно было использовать переоборудованные в транспортный вариант пассажирские самолеты Ту-104А-ТС).

Особое мнение о машине высказал командующий военно-транспортной авиацией (ВТА) маршал Н.С.Скрипко: "Предлагаемый самолет Ту-107 может иметь ограниченное применение в интересах Советской Армии по следующим причинам: может эксплуатироваться с аэродромов не ниже 1-го класса; велика минимальная скорость, что исключает парашютную выброску людей и грузов: мала дальность при ограниченном времени возможного пребывания в воздухе.

Это исключает одновременное использование большого количества самолетов, в результате растягивается время десантирования или переброски войск, тем самым увеличивается возможность попасть под удар ракет противника".

В унисон Н.С.Скрипко говорил и командующий ВДВ генерал-лейтенант И.В.Тутаринов: "С мнением командующего ВТА согласен... Для воздушно-десантных войск этот самолет как для десантирования парашютным (...), так и посадочным способами (не всегда мы будем иметь возможность захватывать аэродромы 1-го класса) не подходит"

Кончилось все тем, что Ту-107 передали в Рязанское воздушно-десантное училище. 29 сентября 1965 г. с борта Ту-107, поднявшегося на высоту 14 400 м, был выполнен групповой парашютный прыжок, по результатам которого в ФАИ зарегистрировали несколько мировых рекордов.



ЛТХ:
Модификация Ту-107
Размах крыла, м 34.54
Длина самолета,м 38.85
Высота самолета,м 11.90
Площадь крыла,м2 174.40
Масса, кг
пустого самолета 43000
максимальная взлетная 76000
Тип двигателя 2 ТРД РД-3М-500
Тяга, кгс 2 х 9500
Максимальная скорость, км/ч 900
Крейсерская скорость, км/ч 775
Практическая дальность, км 3020
Практический потолок, м 11200
Экипаж, чел 5
Полезная нагрузка: до 100 солдат или 10000 кг груза

Есть на ютубе и небольшое видео про самолёт.




Вот такую тему я нашёл для первой части.
Надеюсь понравилось.
Материал взял на сайте http://www.airwar.ru
Спасибо за внимание, до новых встреч!
Tags: История, Омск, Ту-107
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments